Умение вести государственную бухгалтерию, конечно, не так важно, как управлять современными средствами ПВО и считать патроны в запечатанных ящиках. И все же. Счетная палата с большими оговорками дала аудиторское заключение по поводу финансовой отчетности оборонного ведомства за прошлый год.
В 2023 году Министерство обороны РМ распорядилось ресурсами на сумму 2,2 млрд леев, что на 29,7% больше, чем в предыдущем году. Сумма расходов ведомства была увеличена на 371,8 млн леев - до 1,2 млрд леев. Также в 2023 году под управлением минобороны находились активы на общую сумму 5,2 млрд леев, из них финансовые активы - на сумму 736,3 млн леев и, соответственно, нефинансовые активы - на сумму 4,4 млрд леев.
В ходе рассмотрения аудиторского заключения специалистами Счетной палаты были озвучены основные несоответствия, выявленные в финансовой отчетности министерства. К примеру, не все активы отражены в отчетах. Министерство не отразило в бухгалтерском учете земли и здания, переданные в хозяйственное ведение госпредприятий в форме участия в капитале, на сумму 21,3 млн леев. При этом отсутствует исчерпывающий перечень внесенных в уставной капитал активов по крайней мере для суммы участия на 22,4 млн леев.
Придерживаться нормативов по регистрации и управлению активами оборонное ведомство тоже не приучено. Не зарегистрированы в реестре недвижимости 98 объектов, стоимость которых составляет 260,63 млн леев, 2 неприватизированные квартиры и 6 земельных участков общей площадью 957,67 га на сумму 68,23 млн леев. Администраторами не были приняты меры, предусмотренные нормативной базой, по исключению из бухгалтерского учета 101 объекта поврежденного недвижимого имущества на сумму 5,44 млн леев.
Министерство обороны также на протяжении нескольких лет не соблюдало положения законодательства, согласно которым публичная собственность государства должна быть передана в управление Агентству публичной собственности. Таким образом, хотя в управлении минобороны находятся 67 земельных участков площадью 3309,9 га и стоимостью 1,2 млрд леев, их передача АПП по акту приема-передачи не состоялась.
Аудиторы СП к тому же предупредили ответственных лиц о затягивании процесса реорганизации госпредприятий, учредителем которых является минобороны. Хотя еще в 2004 году должно было произойти слияние предприятий «CCM Vichi» с «Aeroportul International Mărculesti», соответствующих записей в реестре юридических лиц о поглощении «CCM Vichi» не обнаружено. Значит числится на балансе ведомства. Реорганизация двух других ГП минобороны в единое государственное учреждение «Центр подготовки и поддержки специалистов Национальной армии», начатая еще в 2018 году, также не завершилась.
Утром – деньги, потом как-нибудь – стулья! Счетная палата высказалась и по поводу того, как Молдова в прошлом году вооружалась - по предоплате и нарушая бюджетное правило. Еще правительство Натальи Гаврилица заблаговременно внесло в статью 66 Закона о публичных финансах и бюджетно-налоговой ответственности №181/2014 изменение. Статья говорит о том, что «предусмотренный договором срок исполнения обязательств перед бюджетным органом/учреждением по поставке товаров, оказанию услуг и выполнению работ в размере авансового платежа не может превышать 60 дней со дня получения аванса». Суть поправки: после слова «работ» в статье появилось уточнение «за исключением закупок оружия, боеприпасов, систем вооружения, военной техники, запасных частей и сопутствующих принадлежностей, услуг по техническому обслуживанию военной техники». Что означает, что ждать таких поставок по заранее перечисленным средствам можно сколько угодно, не заботясь о государственных средствах.
В результате на конец прошлого года, как сообщили аудиторы, в Министерстве обороны зафиксирована дебиторская задолженность на общую сумму 695,4 млн леев, в том числе дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности на сумму 9,2 млн леев, а также долги на сумму 55,4 млн леев, не зарегистрированные, как истекшие.
Из общей суммы дебиторской задолженности 672,7 млн леев, или 96,7%, представляют собой авансы, выплаченные в виде взносов ПРООН и экономическим агентам за рубежом. Суммы были мобилизованы в 2021-2023 гг. для закупки специальной техники с поставкой, согласно условиям контракта, до 2025 года.
Ранее закон допускал принятие на себя многолетних обязательств сроком до 5 лет в случае закупок услуг социального питания в системе образования. После поправок бюджетное правило по многолетним обязательствам было изменено - на срок до трех лет по закупке товаров, работ и услуг, без конкретизации объектов и сфер госзакупок. А величина многолетних обязательств ежегодно вручную корректируется правительством, как и допустимый перечень таких обязательств.
Министерство обороны объявило о начале разработки централизованной системы закупок оружия и боеприпасов для нужд органов государственной безопасности, обороны и правопорядка.
Целью этой инициативы, как заявлено в проекте постановления правительства, является «обеспечение оптимального соотношения цены и качества» и «развитие обороноспособности государства в условиях региональной безопасности».
Минобороны будет организовывать и проводить централизованные закупки оружия, техники и боеприпасов через Агентство по обеспечению ресурсами и управлению имуществом. Согласно утвержденной правительством Стратегии национальной обороны на 2024-2034 гг., бюджет на оборону будет увеличиваться, и к 2030 г. достигнет 1% от ВВП.